Космическая
русская Голгофа
22 января исполняется 80 лет со дня
рождения Петра Лукича Проскурина, замечательного советского
русского писателя. Его произведения стали действительно
народными. В них читателю открывается яркий образ России ХХ
века, по праву называемого советским. Пётр Лукич в течение
долгих лет вел дневник. Две записи из него мы публикуем сегодня.
Первая запись, посвященная любимому герою писателя Захару
Дерюгину, датирована январем 1990 года. Вторая сделана в 2000-м,
за год до смерти Проскурина.
В НАЧАЛЕ МЕСЯЦА, вернее, третьего января,
отнес последнюю завершающую книгу трилогии в журнал...
Отдал рукопись в отдел прозы Юре
Медведеву, талантливому и глубокому критику, попросил его
побыстрее прочитать, и уже через неделю Медведев позвонил и
поздравил с удачной, по его словам, книгой.
Роман сложился весьма парадоксальный.
Захар Дерюгин словно повторил свой путь, но теперь уже от устья
жизни к ее истокам, на его мужицкую судьбу в России наложился
еще один пласт откровения, ранее не подвластный ни вскрытию, ни
осмыслению для такого, как сам Захар Дерюгин, и я опасался, не
случилось ли от подобного поворота, единственно возможного в
поисках истины, распада образа? Стоять рядом со своим героем
чуть ли не тридцать лет (с 1961 года, когда были написаны первые
страницы трилогии) и не притерпеться к нему, не впасть в
отношении него в зависимость было почти невозможно. Что за образ
получился, что он в себе таит? Пожалуй, именно в нем под конец
трилогии сосредоточилась вся зыбкость и неуверенность
человеческой судьбы в завершении двадцатого века; но в нем, в
Дерюгине, сконцентрировались также и неистребимая вера в чудо,
народный оптимизм, русская чудовищная жизнестойкость, во многом
уже подорванная предшествующими десятилетиями тяжелейших
испытаний, выпавших на долю России. Что произошло с Россией?
Накликали беду ее вдохновенные пророки? Тютчев? Достоевский?
Лесков? Фёдоров?
Своим гением, своим космическим пониманием
духовности они невольно привлекли излишнее любопытство Европы,
всегда ревниво следившей за русской жизнью, Европы, в основном
уже успокоившейся, обожравшейся и умиротворенной, давно
оставившей поиск души и Бога и лениво и сытно колышущейся в
прилизанных и мелко-одинаковых берегах размеренной животной
жизни. Россия всегда подсознательно раздражала Европу своей
вечной взлохмаченностью и неуспокоенностью. Была и чисто
физическая причина — огромность самой массы и протяженность из
материка в материк, что тоже возбуждало острую зависть,
экспансию и страх.
В образе Захара Дерюгина Россия прошла
почти весь свой два-дцатый век, изнемогая и падая под тяжестью
своего креста, влача его на свою космическую русскую Голгофу. И
на глазах всего потрясенного мира ныне стаскивают безжизненное,
но еще не мертвое тело России под улюлюканье и свист
отечественных и закордонных нетопырей и хоронят, заваливают
бранью и грязью. Но в какой же могиле сие устращающе не-оглядное
тело может поместиться?
Страшно миру: вдруг воскреснет, и
опрокинутся горы от океана до океана, а сами океаны выплеснутся
из своих берегов?
* * *
После коллапса национальной жизни
последнего десятилетия, вызванного бесцеремонной, циничной ложью
новых властных верхов, синдром душевного оцепенения и
опустошения у народа, естественно, будем надеяться, начинает
слабеть и уступать место осознанным активным действиям, правда,
еще не слишком заметным. Общество, впитавшее в себя советский
опыт строительства жизни именно двадцатого века, невозможно
вернуть в век пятна-дцатый или даже семнадцатый. Российская
молодежь вновь потянулась к просвещению, несмотря на все
препоны, нагромождаемые антинародной властью, потянулась к
высоким знаниям, что особенно ощущается в старых, исторически
сложившихся русских центрах — Орле, Рязани, Брянске, Смоленске,
Пензе, Челябинске, в городах, никогда не терявших связи с землей
и постоянно подпитывавшихся глубинными народными токами. Уже и в
новых, идущих на штурм очередного столетия российских поколениях
всё ощутимее начинает пробуждаться и звучать ген социальной
справедливости, издревле присущий русскому народу и неизмеримо
окрепший в советский период.
"Правда", №6, 22-23.января,
2008 года
http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda%20006.html#Космическая%20русская
|