"БРЯНСКИЙ ТЕКСТ" В ТВОРЧЕСТВЕ П.Л.
ПРОСКУРИНА
«Брянский текст» не является неотъемлемой
частью всех произведений П.Л. Проскурина, несмотря на то, что
писатель родился на Брянщине. Наиболее полно он воплотился в
автобиографическом романе «Порог любви». Кроме того, несколько
строк рассказа «Радуга над лесом» посвящены Брянской земле.
В книге «Порог любви», состоящей частично
из философских размышлений, мы находим интересные соображения
писателя о сущности такого явления, как город. Города, по мысли
автора, имеют свою историю, дух, душу.
Они, «как люди, рождаются, растут, мужают, и на их обликах
остаются следы поколений, их устремления и достижения; на лице
любого города пласт за пластом остаются наслоения духа поколений…».
«Построить город – это еще не все. Чтобы он ожил и зазвучал в
полную силу, нужно вдохнуть в него душу, интеллект».
Проскурин говорит, что существуют города, «отражающие
тысячелетия, но есть города, создаваемые единым порывом; и им,
вероятно, на сотни и сотни лет суждена по своей внутренней сути
участь непрестанно пребывать в беспокойном горении»
[1, с. 280]
(пример тому – Комсомольск-на-Амуре, который посетил писатель).
Эти мысли Проскурина во многом перекликаются с рассуждениями
Ю.М. Лотмана, который в статье «Символика Петербурга и проблемы
семиотики города» выделяет города концентрического и
эксцентрического типа: «Эксцентричный город расположен на «краю»
культурного пространства: на берегу моря, в устье реки. Здесь
актуализируется не антитеза земля/небо, а оппозиция естественное/искусственное.
Это город, созданный вопреки Природе…».
Подобно тому, как Петербург был умышленно создан Петром
I (а не развился постепенно из
поселения в крупный торгово-промышленный центр), так и
Комсомольск-на-Амуре, упоминаемый Проскуриным, был буквально
начат «с бревна и тачки, раскинулся теперь на десятки и
десятки километров как сказание из камня и стали».
Автор также рассуждает о различии большого
города и провинции. Москву он сравнивает с Третьим Римом, она
«шумела, куда-то двигалась, стонала от наслаждения и корчилась
от боли».
«Москва неудержимо разрасталась. Москва, по сути дела, давно
уже стала самостоятельным организмом со своими внутренними
законами управления и роста».
Этот неумолчный шум, суета многомиллионного города, «где
вечное, великое соседствует с мелочным, сиюминутным»,
противопоставляется оазису тишины и спокойствия провинциального
города, где «можно посидеть за
самоваром, подумать, поговорить»].
Говоря о Брянске, Проскурин очеловечивает
его – называет «городом-воином» (в то время как
Смоленск, например, писатель именует «городом-замком»,
«городом-крепостью»), которого судьба щедро одарила
историческими потрясениями. И здесь, прежде всего, вспоминается
знаменитое Куликово поле, к которому от каждого старого русского
города «тянутся в глубь истории… свои глубинные нити;
брянская земля дала легендарного Пересвета, зачинателя
Куликовской битвы, явившейся мерилом всенародного мужества и
объединения…».
Древний русский город Брянск знаменит своей богатой историей.
Это «земля героического звучания, партизанской
славы; ратная ее доблесть уходит в седое прошлое».
Спустя годы после окончания Великой Отечественной войны
автор видит на улицах Брянска колонну овеянных легендами
партизан и подпольщиков, съехавшихся на встречу со всех концов
страны. Это зрелище представляется ему символичным, связывающим
воедино разные времена, давно минувшие исторические события и
современность. Связь времен олицетворяет в тексте и образ
дуба-великана у стен Свенского монастыря. «Какая-то сладкая
жуть кружит в сердце – под дубом перед Полтавской битвой,
определившей многое в судьбах России, в судьбах Европы, сидел
Петр Великий, а вот сейчас пришли и сидят трое светлоглазых
парнишек в форме профессионально-технического училища…».
В связи с героическим прошлым Брянщины
возникает тема брянских лесов – «сквозь их дебри прошумели
многие и многие века Русского государства; непроходимые,
дремучие, служили они надежным заслоном от враждебной и дикой
степи. Видели они и летучие отряды половцев, и неисчислимые орды
Батыя; рвались и навсегда увязали в них нашествия с Запада.
Многие народы уже закончили свой исторический путь и рассеялись
в дымке прошлых эпох, а брянские леса все стоят и стоят, и уже
совсем недавно, в Великую Отечественную, их ратная слава вновь
вспыхнула ярким заревом».
Образ Брянска у Проскурина неразрывно
слит с его лесами, природой. Подъезжая в очередной раз к городу,
он видит за окнами вагона «знакомые, мучительно близкие леса
и перелески, залитые холодновато-сизой водой лощины, туманные,
манящие своей размытостью горизонты; …вместо только что стоящих
по пояс в воде осин и берез несутся мимо гордые царственные
сосны или важные мрачноватые ели…».
Сердце переполняется ожиданием чуда, узнаванием чего-то важного
о жизни и о себе. Сходное самоощущение героя мы видим и в
рассказе Проскурина «Радуга над лесом». «Брянские леса! –
думал я. – Мне уже и под сорок, а они себе все стоят и стоят,
молодые и зеленые, одно дерево упадет, другое, незаметно
подросшее, тут же его заменяет, и чудесно вот так идти, и
вспоминать вот эту наивную истину, и порадоваться ей».
В романе «Порог любви» в связи с
воспоминаниями детства Проскурин рисует образ брянского города
Севска (сам он родился в поселке Косицы Севского района).
Писатель говорит о том, что «не следует преувеличивать
значение отдельных земель давней России, однако нет смысла и
обходить их вниманием».
Севск для автора книги является
«одним из самых любимых и значительных городов русской истории и
Русского государства».
Это «очень старинный город, …едва ли не старше самой
первопрестольной».
Он имеет многовековую бурную историю: «первоклассная Севская
крепость»
выдерживала самые лютые осады и против степи, и против Литвы и
Польши. Издревле здесь жили военные люди, стрельцы, пушкари,
драгуны. Названия окрестных слобод и деревень Севска говорят
сами за себя – Пушкарная, Стрелецкая, Ямская. Именно здесь
бушевали крестьянские восстания Хлопка и Болотникова.
Довоенный же Севск, куда семья будущего
писателя переехала в 1934 году, – «тихий, утопающий в садах и
старых деревьях районный городок, волею судьбы оставшийся в
стороне от железных дорог и в распутицу, непогоду отрезаемый от
мира».
В то же время он – центр образовательной деятельности района,
техникумы и другие общеобразовательные учреждения приподнимают
значение Севска. Город красив своей древней красотой – среди
«удивительных раздолий» возвышаются церкви, соборы и
монастыри. Проскурин называет Севск «сказочным, старым…
городком»..
Перед играющими мальчишками возникают поразительные видения –
«из огненно-вечерней зари надвигались литые полки литовцев, из
сумеречных вечерних сторон прорисовывались зыбкие бесчисленные
полчища летучих половцев, слышались храп коней и тонкое шипение
стрел…»
Вспоминая о годах Великой Отечественной
войны, Проскурин пишет: «на брянской земле, не видавшей
иноземного нашествия со времен татаро-монгольских полчищ, теперь
непрерывно, мешая друг другу, двигались машины почти всех стран
Европы, двигались бронированные орды».
Фронт пролегает через Севск, разрушая всю его старинную красоту.
Спустя годы, посетив родной город, писатель с грустью отмечает,
что «прежнего городка, уютного, со старыми купеческими домами,
с затейливой лепниной на фронтонах и по карнизам, и в помине не
было – война ничего не пощадила, и даже старые церкви и
монастыри с их трехметровой ширины стенами у оснований, не
говоря уж о верхах, куполах, сегментах, подвергшихся разрушению
еще в двадцатые-тридцатые годы, были непоправимо покалечены».
Таким образом, представляется закономерным,
что «брянский текст» художественно оформился в творчестве
писателя, родившегося на Брянщине. Повествование о Брянске и
Севске у Проскурина неразрывно связано с бурным военным прошлым
этих древних русских городов, которое снова дает о себе знать в
связи с событиями Великой отечественной войны. Кроме того, образ
Брянска раскрывается через его природную составляющую –
легендарные дремучие леса.
Кустарева
Лариса Сергеевна,
аспирант кафедры русской литературы ХХ века Брянского
государственного университета им. академика И.Г. Петровского.
Проскурин П.Л. Радуга над лесом / Проскурин П.Л. Улыбка
ребенка: Рассказы и роман. – М.: Современник, 1987. – С.
197.
|