.
ОБРАЗ ГОРОДА В
РОМАНЕ П.Л. ПРОСКУРИНА «ЧИСЛО ЗВЕРЯ»
Последний роман П.Л. Проскурина – книга
«Число зверя». Юрий Бондарев, считая все произведения писателя
выдающимися, называет этот роман «самым настоящим шедевром».
«Ибо, чтобы проникнуть в психологию разных людей общества,
надобно иметь не только талант, а нечто еще высшее».
Большое место в романе занимает образ
Москвы. Можно сказать, что этот город – особый герой
произведения. Именно здесь разворачиваются главные события,
столица влияет на судьбы героев.
В романе «Порог любви» Проскурин говорил о
том, что город имеет душу, интеллект, свой уникальный
одухотворенный облик. Та же мысль прослеживается и в книге
«Число зверя»: «города такие же живые организмы, как и другое
любое живое существо, как дерево или река, и ему тоже издревле,
по непреложному закону бытия, начертан свой путь явления в мир,
свой путь движения и развития, завершения и ухода»
.
Особое существо – большой город. Такой
город, «так же как и человек, имеет и свою изнанку, и свое
парадное лицо; Москва подчинялась вес тем же извечным правилам».
Таким образом, изначально в тексте указывается на двойственную
природу столицы. Развивается тема подпольной Москвы (ведь,
«какая же уважающая себя столица может существовать без
подполья?»)
– некого полупризрачного всесильного мира.
Неоднократно указывается на особую природу
Москвы. «От многих других столиц она отличалась большей
многослойностью и почти фантастической причудливостью в
переплетении самых различных пород и слоев уже в самом своем
чреве».
В этом непостижимом городе «в каждом уголке, в каждой
душе человеческой рядком присутствуют и сам Господь Бог, и Князь
Тьмы и… они принципиально не вмешиваются не в свое дело, а
действуют строго на своей территории».
Символичен образ ночной Москвы, когда она сбрасывает с себя
«маску театрального притворства, самодовольства напоказ».
Город сравнивается с кающейся блудницей, которая пытается
замолить свои прегрешения, «доходившей в этом до
благоговейного экстаза; может быть, именно в таком состоянии она
и становилась недоступной и в то же время желанной даже в самых
отвратительных своих пороках и прегрешениях».
На протяжении повествовании отмечается
оппозиция «столица-провинция». В то время как серединная Россия,
«колыбель русского народа, становилась все запущеннее и
безлюдней», Москва «неудержимо росла и крепла».
Если «у черта на куличках, за десять с лишним тысяч
километров от Москвы»
царит удивительная, безграничная мощь природы, то Москва –
это чад и дым, блеклое, размытое пространство. Москва, где жизнь
и работа не прекращается ни днем ни ночью, порождает особый,
специфический тип человека, непостижимый для людей иной,
нестоличной породы. Это «тип умственного и сугубо городского
человека, который никого вокруг себя, даже в соседней квартире,
не знает, да и не желает знать, хотя он обязательно мнит, что
знает все происходящее в Москве, в стране и даже в масштабе
человечества, и это все в большей степени составляет смысл его
жизни».
Между тем, где-нибудь в брянской или рязанской деревушке «все
досконально знают своих соседей, начиная с их дедов и прадедов,
начиная с любой родинки даже в самом потаенном месте».
Один из главных героев Сергей Романович Горелов ловит себя на
мысли, что с некоторых пор старается жить как можно незаметнее и
ничем не отличается от своей двоюродной тетки, которая в его
квартире, можно сказать, выполняет функцию мебели. Звучит мысль
о странной похожести москвичей, результате действия закона
усреднения, без которого в принципе не может существовать
большой город: «в таком чудовищном городе, как Москва, даже
младенцы стали появляться на свет Божий с одинаковыми, стертыми
лицами, а уж о старости, особенно после неудачной жизни, и
говорить нечего».
Знаменательно то, что упомянутый герой
среди «суматошной, многолюдной, никогда не знавшей покоя
Москвы»
оказывается в безлюдье и одиночестве. Возникает мотив тупика
(блуждая по городу, его переулкам, бульварам, набережным,
Горелов «вновь забредал в путаницу тупиков старой Москвы»).
Герой чувствует, что «ему бы надо было немедля очертя голову
бежать… из каменных непроходимых недр этого застывшего
неласкового чудовища»
(именно так автор метафорически называет Москву), но что-то
неведомое крепко держит его, ибо он любит этот город
«нерассуждающей звериной любовью». «Он не мог вырвать себя из
его тела, бесстыдно раскинувшегося на десятки километров, он был
его неотъемлемой частицей и знал, что если бы какая-то сила
вырвала его из этого города и бросила в чужое пространство, он
бы тут же задохнулся».
В повествовании о Москве неизменно
присутствует мотив тайны. Это город «постоянных интриг и
загадок»
(к примеру, здесь пропадают молодые непорочные девушки, а у
Брежнева, по слухам, где-то на Волге выстроен целый гарем).
Москва вобрала в себя «всю глубокую тайну, тоску и ярость
пронесшихся над землей времен и порожденных ими бесчисленных
народов, смешав и сплавив их в себе».
Мотив тайны, сверхъестественного достигает своей кульминации в
конце романа, когда изображается встреча Брежнева с умершим
Сталиным (причем, если это – видение, то его не должны были бы
видеть молодые курсанты у дверей мавзолея). «Оба
<курсанты> ощутили отяжелившую сердце и мешавшую дышать
тишину, плотной волной накрывшую Красную площадь, Василия
Блаженного, Москву и распространявшуюся все дальше и дальше…».
Брежнев всматривается в преобразившуюся площадь и видит
рядом с древним собором поднявшийся на своем старом месте храм
Христа Спасителя. Рисуется жуткая картина: в зловещей тишине на
площадь вливаются бесчисленные людские массы, среди которых
Брежнев со Сталиным узнают Кирова, Берию, Ворошилова, Молотова,
Калинина, Троцкого, Ленина. Затем на площадь начали выкатываться
«человеческие скопища с лопатами, ломами, топорами в руках;
мешая друг другу, толпы людей толкали перед собой тачки и
вагонетки; исхудалые до костей, с провалившимися глазами».
Звучит безбрежный, раскатистый смех «над Кремлем, над
Москвой, над всей Землей, и от этого волосы на голове Брежнева
встали дыбом».
Такую апокалипсическую картину герой мог
увидеть только в Москве. И недаром, на протяжении повествования
город называется чудовищным, кровавым, темным. Он несет гибель
своим обитателям. Столица в романе выступает всегда в
определенном, негативном контексте.
Кустарева Лариса Сергеевна,
аспирант кафедры русской литературы ХХ века Брянского
государственного университета им. академика И.Г. Петровского
Бондарев Ю. Памяти Петра Проскурина /
http:www/hrono.ru/public/2001/bondarev01/html/
|