«Раскаянье
последнего порога…»
Философские мотивы и образы в повести
П.Л. Проскурина
«В старых ракитах»
Критики неоднократно отмечали, что в
основе прозаической ткани произведений Проскурина лежит слияние
личного и надличностного, относительного, реально-бытового и
абсолютного, исходящего из глубинного веления рода. Отчетливо
эта особенность проявилась в лаконичных и в то же время глубоко
философских повестях писателя, таких как «В старых ракитах»,
«Полуденные сны», «Ранние сумерки», «Тихий, тихий звон» и
других.
Памяти умершей матери, сельской труженицы
Прасковьи Яковлевны, посвящена повесть Проскурина «В старых
ракитах». Ситуация, воспроизведенная в ней, вполне типична.
Общая тональность повести – мотив прощания не только с умершим
самым близким человеком, но и с целым периодом жизни – детством,
юностью, дорогими воспоминаниями.
Сюжет повести перекликается с
произведениями В. Распутина о деревне, а главные образы
родственны «распутинским старухам». Проскурин предлагает свой
вариант судьбы беспомощной, постаревшей деревенской труженицы –
жизнь у детей в городе. Хотя об этой жизни писатель сообщает
немного, но читатель догадывается о ней по характерным деталям:
взаимное непонимание сына и невестки, пьянство одного и
равнодушие другой. Однако старуха Евдокия принимает свою судьбу
такой, какая она есть. Ей приятна забота сына, она думает о
внуке, служащем в армии. Единственная ее просьба к сыну: «Ты ж
гляди, Василий, ты меня тут, в городе, не зарывай, ты меня
домой, в Вырубки отвези. Я буду рядом с матерью, твоей бабкой,
да с братьями рядом лежать… Я тут не хочу, в городе-то…»
Первая часть повести рассказывает о том,
как Василий старается выполнить последнюю волю матери. И если
вначале, поддавшись уговорам жены об экономии денег, он пытается
добиться разрешения похоронить мать на городском кладбище, то
впоследствии, столкнувшись с бюрократическими препонами, он
окончательно убеждается в том, что его долг – отвезти тело
матери в родной дом, родную деревню и похоронить на сельском
погосте. Что-то меняется в самом Василии, самое главное – в нем
появляется решительная сила добиться своего. Это происходит
после инцидента с «лысеньким, с невзрачным маленьким личиком
человечком», который потребовал от него паспорт матери.
« - А у нее нет паспорта, - теперь Василий
почти не дышал, стараясь осадить поднимающуюся изнутри мутную,
душную волну. – Сначала не давали, затем старая стала, не нужно
было – и не взяла. Вот приехала из деревни, заболела, и все –
шестьдесят шесть лет, на тот свет и без паспорта принимают.
Теперь понятно?
- На тот свет – пожалуй, а вот на кладбище
– трудновато.
- Эх вы,- сказал Василий с какой-то
светлой тоской, стыдясь всего – и себя, и этих перепугано
глядящих людей. – Она с десяти годов работала, ей шестьдесят
шесть лет, и никто с нее паспорт не спрашивал. А похоронить ее
по-людски, значит, нельзя… Что ж, похороним по-своему… Эх, вы…»
(с.87).
С этого момента начинается трудный и
печальный путь главного героя, возвращающегося по весенней
распутице в родную деревню. Немало людей откликнулись на его
горе, помогли с деньгами, машиной. Друг-шофер вызвался отвезти
гроб в Вырубки. Дорога была неблизкая. Здесь автор весьма точно
передает состояние человека, узнающего когда-то родные, но
давно уже забытые места: «…у Василия, раньше никогда не
замечавшего ни леса, ни поля, ни неба вокруг, сейчас от каждого
поворота дороги, открывавшей глазам еще что-то новое, все
тяжелело сердце; он с жадностью чего-то ждал, словно впервые
видел этот мир» (с.90).
За долгие годы изменился не только
Василий, но и покинутая им деревня. Глазам героя и его напарника
в начинающих сгущаться сумерках предстала безрадостная картина
абсолютного безлюдья, «ни одной живой души не было видно, ни
одного живого звука не слышалось; что-то непонятное, пугающее и
высшее было в этом безлюдье…» (с. 91)
Однако деревня жива: еще теплится жизнь в
нескольких избах, собираются своей общиной старухи – бабка
Пелагея, Анисиха, Чумазая и другие. Время словно застыло в
Вырубках, старух заботят вечные вопросы о земле, хлебе, детях,
давно уже перебравшихся в город. И не старческое брюзжание, а
истинная боль и тревога звучат в их оценке современной жизни:
«Какая-то не такая нынче жизнь пошла, какая-то запойная, -
вздохнула бабка Пелагея. – Во, Во! – с готовностью поддержала ее
бабка Анисиха. – Сеют бегом! Убирают Бегом! Налетят воронами,
все поклюют, все перекопают! Глядишь, нету никого, нет ничего!
Господи, прости, анчихристы!» (с.96).
Старухи живут на земле, сроднились с нею,
все для них просто и ясно, оттого так буднично звучит леденящее
душу Василия предложение одной из них повыть над покойницей. В
этот момент читатель вместе с героем ощущает неразрывную связь
повседневного и вечного, относительного и абсолютного. Не
выдержав пронзительного, сжимающего сердце причитания старух,
Василий выходит на улицу и как никогда чувствует прикосновение
вечности: «В неистовстве ветра он слышал сейчас то, чего не
дано, да и нельзя слышать человеку, и, потрясенный, готов был
остаться здесь навсегда и раствориться в этой безжалостной ночи,
все сметающей прочь перед собой и оставляющей за собой лишь
нетронутое, готовое принять неведомые семена и дать неведомые
всходы. И то, что не умещалось сейчас в нем, разрывало ему душу,
и он, жалко всхлипнув от страха, что все это безумие и счастье
промчится мимо него и исчезнет бесследно, пошел, задыхаясь, в
густой мартовский ветер, пытаясь продлить это безумно
прихлынувшее торжество души, и он услышал нежные, серебряные
звоны, как когда-то в счастливом детском сне» (с.97).
Вторая часть повести резко отличается по
своему настроению от первой и последней. Она представляет собой
воспоминания героя о детстве. В памяти Василия одна за другой
встают как радостные, светлые, так и тяжелые, трагические
картины из прошлого: солнечный день, когда «даже воздух был
какой-то золотистый», поход с матерью и братом в лес за
березовыми ветками; баня с отцом, так и оставшимся навсегда в
его представлении молодым; страшное горе, постигшее семью, когда
принесли похоронку на отца; умирающий брат Коля, подорвавшийся
на оставленной фашистами мине. Все это впечатления не только
героя, но и в какой-то степени самого автора. Возвращаясь
мысленно в детство, Василий пытается восстановить неповторимое
ощущение полета, свободы, чувство «бездумной радости», с
которыми он жил в довоенном родном доме, пока не пришла в него
беда. После получения похоронного извещения на отца детство
Василия закончилось. Он еще пребывал в малолетнем возрасте, жил
вместе с братом и матерью в уютном доме, но казалось, что
сиротство, одиночество поселились в нем навсегда: «Все уцелело,
а хозяина, мужика – больше нет, вот словно кто взял и вынул
душу, теперь хоть живи, хоть умирай» (с.108). Однако Евдокия,
пережившая не только смерть мужа, но и страшное прощание со
старшим сыном, свою душу не потеряла и сохранила ее для дома.
Она своим трудом, своей любовью к людям стала своего рода
связующим звеном между прошлым поколением и потомками. Не
случайно мать Василия сохранила старинную икону Ивана-воина,
которую перед смертью просила передать внуку.
В третьей части, как никогда ранее,
чувствуется насыщенность философскими раздумьями писателя и его
героя о жизни и смерти, о мгновении и вечности. Большое значение
приобретают образы дома, ветра, деревьев, огня, земли. Автор с
большим мастерством рисует психологическое состояние человека,
потерявшего мать, ощутившего себя самым старшим в семье:
«Матери, понятного, самого близкого человека, подчас надоедавшей
ему своими причитаниями и деревенскими, основанными на самых
простых и верных вещах наставлениями, больше не было; от мысли,
что теперь впереди открытое, никем не защищенное пространство,
он даже приостановился. Он опять почувствовал, как тяжело
шевельнулось сердце. С уходом матери впереди действительно
ничего больше не было, теперь сам он вышел на первый рубеж, и
это было главным. Прошагать дальше и дальше, не спрашивая зачем
и для чего, стиснуть зубы, вот теперь что ему осталось и чего
никогда не понимали и не поймут сыновья в отношении отцов, но
ведь он и сам не понимал этого вот до последней минуты» (с.117).
Последние страницы повести насыщены
пейзажными зарисовками, неоднократно в них возникает образ
старых ракит: «Погост существовал столько же, сколько и сам
поселок, и столетние ракиты, высаженные вокруг него, вероятно,
еще прапрадедами нынешних вырубковцев, стояли вокруг погоста
частыми, невероятно толщины колоннами; они давно заматерели и
остановились в росте, гниль прела в них многочисленные дупла,
заселяемые весной самой разной крылатой живностью, но они
вызывали не чувство уродливости, а скорее невольное чувство
удивления и уважения» (с.117). Старые ракиты становятся своего
рода философским символом границы, разделяющей и в то же время
соединяющей все живущее с ушедшим в небытие: «Сейчас, подойдя к
ракитам с запрокинутыми в одну сторону по ветру голыми и гибкими
верхними ветвями, Василий испытывал двоякое состояние: он уже
устал и отяжелел от жизни, знал, что стоит на самой передовой
линии, разделявшей все на жизнь и смерть..., но в то же время,
начиная различать певучий, непрерывный посвист ветра в ракитах,
он невольно подобрался; что-то проглянуло и стало сильнее
звучать из самого детства…» (с. 118) И как кульминация данного
размышления – очень точное и верное определение психологического
состояния человека: «Это было выше и глубже страха; это был еще
не осознанный, живущий и копившийся в десятках и сотнях
поколений, бесконечно передающийся от отца к сыну трепет
живой жизни перед тайной исчезновения, перед тайной конца»
(с. 118). Образ старых ракит как некоего философского рубежа
между повседневностью и вечностью раскрывает смысл названия
повести.
Не меньшей значимостью и глубиной обладает
в произведении образ «безжалостного и размашистого» ветра как
символа бессознательной стихии, темных сил, живущих в природе и
человеке.
В финале произведения с особой силой
звучит ставший традиционным для Проскурина мотив дома. Для
писателя это не просто жилище, дом становится олицетворением
истории рода, семьи. Еще только подъезжая в родной избе,
Василий вспомнил, сколько труда он вложил в ее обустройство,
представил, что здесь прошла его молодость, сюда он привел
молодую жену, здесь родился его сын, и все это «нерасторжимо
связывалось с тем, что стояло в кузове еще не остывшей,
разгоряченной после долгой дороги машины», т.е. гробом с телом
матери.
Интересно проследить, как меняются
эпитеты, художественные определения, относящиеся к понятию дома:
«родной», «добротный», «хороший» - и, с другой стороны,
«обреченный» Об избе рассуждают после похорон Василий и его
друг детства Андрей, который советует оформить документы на
дом, с тем чтобы использовать его в качестве дачи, или, на худой
конец, продать на дрова: «Много, конечно, не дадут, а сотни
полторы-две любой даст» (с.130). Это предложение больно задевает
Василия, так как он подспудно понимал, что именно здесь было
что-то настоящее, с чем хоть и можно расстаться, но надсмеяться,
отдав на дрова, никак невозможно. И случается непредвиденное –
вылетевшие из печки искры поджигают стружки, приготовленные для
растопки еще хозяйкой дома, постепенно пламя охватывает все
большую площадь. Василий же сознательно не дает товарищу
затушить огонь, и сам не делает этого.
Критикой не раз отмечалось, что главные
герои Проскурина в кульминационные моменты испытывают пожар в
душе. Такой пожар, испепеляющий, выжигающий все, вспыхнул и в
душе похоронившего мать и расставшегося с прошлым Василия.
« - Беги, полоумный, сгоришь! Ты душу свою
палишь, корень свой в огонь кинул! Бездомец, сволота, отцову
память – в огонь! – в исступлении крикнул Андрей.
Василия встал… и, прикрывая лицо ладонями,
отступил, теперь он отчетливо слышал, как кричит от боли душа
дома, сработанного его собственными руками и сердцем» (с.133).
Почему же Василий не стал тушить пожар?
Скорее всего, потому, что не хотел отдавать на поругание, за
бесценок на дрова не дом родной, а часть души своей, часть
самого себя, ту память, которая осталась в нем от прошлой
жизни. Но в то же время он многое теряет: в огне гибнет
завещанная ему и его сыну икона Ивана-воина.
Как и во многих своих произведениях,
Проскурин в кульминационный момент сталкивает противоположные
нравственные позиции. Если Василий горюет о том, что «сгорел
Иван-воин! Ничего не осталось, никакой памяти», то для его
товарища, Андрея, самое большое несчастье заключается в том, что
в огне сгинула припасенная на неделю водка.
Последние строки произведения звучат
патетически. Василий, уйдя от пожара во тьму, слышит в своем
сознании голос матери, который сливается с дыханием земли. «И
тогда он, вздрагивая от какого-то невидимого чувства открытия и
прозрения, с трудом опустился на землю и услышал, как земля
тяжело и жадно дышит, поглощая весеннюю влагу» (с.135). В
словах этих звучит надежда на возрождение героя, ощутившего свое
глубинное родство с землей.
Оптимистическое чувство вызывает у
читателя и по-толстовски глубокое описание стремящихся навстречу
весне и жизни старых ракит: «… мелким торжествующим бисером
проснувшихся почек были усыпаны самые тонкие и нежные ветви
ракит, и весенняя зелень была там еще ярче; два-три теплых дня –
и ракиты были готовы бесшумно взорваться зеленым пламенем,
выбросить невзрачные бледно-желтые сережки, что бы еще (какой же
раз под этим небом?) подтвердить незыблемость и радость жизни…»
(с.119).
Творчество П.Л. Проскурина отличается
цельностью, единством мотивов, глубиной содержания. Так,
философский смысл повести «В старых ракитах» в сжатом виде
выражен в стихотворных строках писателя:
У каждого свои околицы,
Где, падая в седые мхи,
Смиренно души наши молятся
За прежние свои грехи.
И где в минуту безответную,
Подняв промытые глаза,
Опять мы видим даль заветную –
Свои дремучие леса (с.499).
Горяинова Елена Эрнстовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы
ХХ века Брянского государственного университета им. академика
И.Г. Петровского
|