ГЛУХОМУ ЧУЖДО СОМНЕНИЕ
Миру не нужен нищий,
Миру не нужен убогий,
Но
на пустынной дороге,
Где
ветер холодный свищет,
Кто
же вспомнит о боге?
Миру пророк не нужен —
Глухому чуждо сомнение,
Чуждо толпе знамение,
Но
кто же в душевной стуже
Вспомнит о воскресении?
П.Л.
Проскурин «Из цикла «Знаки на бересте»
В
преддверии 80-летия П.Л. Проскурина хотелось бы сказать
несколько слов о том, о чем по ряду вполне понятных политических
причин мало писала критика в последние советские годы,
совершенно не писала в 1991–2007 годах и вряд ли будет писать в
ближайшем будущем.
Роман
«Отречение» – завершающая часть знаменитой трилогии, начатой
романами «Судьба» и «Имя твоё». Наибольшей известностью
пользовался роман «Судьба», по которому был снят фильм «Любовь
земная – Судьба», ставший кинобестселлером в 1976–1978
годах.
«Отречение» – самый сложный, противоречивый, но и наиболее
художественно совершенный из романов трилогии. Именно в нем
писателю удалось предвидеть многое из того, что случилось со
страной и народом на переломе 80–90-х годов.
Анализируя процессы, происходившие в 70–80-х – начале 90-х годов
в советской элите, Пётр Лукич Проскурин ясно различал пугающие
гибельные тенденции.
Тончайшими оттенками своей богатейшей палитры писатель создает
яркую картину последних советских лет с её уникальной
архитектоникой, с её бурными водоворотами восходящих и
нисходящих энергий.
В
сложнейшей многомерности 80-х годов прошлого века, в конфликте
Малоярцева и Шалентьева, в столкновении их обоих с академиком
Обуховым, в собирательном образе которого отразилась вся
трагическая и великая судьба русской науки, нашли своё место и
схватка между старой военно-партийной бюрократией и
прагматиками-технократами, и ожесточенная борьба между
различными научными школами, и стремительно прогрессировавшее
перерождение части партийной верхушки.
Симпатии
писателя не принадлежат всецело никому из его героев. Он, как и
всякий подлинный мастер, никогда не рисовал действительность в
чёрно-белых тонах и находил место для того, чтобы каждый
персонаж продемонстрировал свою собственную правду и свое
понимание должного.
Совершено
удивительно, как Проскурину удается двумя-тремя мастерскими
мазками показать сложнейшие социально-политические события,
происходившие в СССР. Дорогого стоит, например, сюжетный уход от
одного из своих любимых героев, крупного партийного деятеля
Тихона Брюханова (трагически погиб при невыясненных
обстоятельствах), в личности которого кристаллизовались черты
многих лидеров – от Кирова до Машерова. С руководителями именно
такого типа писатель связывал многие свои надежды на прорыв в
будущее.
Его
заменяет Шалентьев, который унаследовал и его дело, и даже
супругу, и эта замена является гениальным, а потому мало кем из
критиков замеченным художественным отражением процесса
нарастания влияния внутри партии военно-промышленного комплекса
с его огромными достоинствами и столь же масштабными
ограничениями.
Высочайшего накала достигает проза Проскурина там, где он дает
понять: Шалентьев – фигура в высшей степени трагическая.
Рожденный, чтобы побеждать и идти вперед, он, увы, обречен на
поражение.
Проскурин
ставит перед своим героем неразрешимую задачу: его, Шалентьева,
выигрыш (то есть, говоря более сухим политологическим языком,
победа) в гонке вооружений будет означать немедленное нарушение
сложившегося баланса сил, чреватое непредсказуемыми, вплоть до
тотального уничтожения планеты, последствиями.
И его
антипод, старый аппаратный волк Малоярцев, описанный настолько
великолепно, как никто и никогда в советской литературе не
описывал фигур подобного «партийного» масштаба, вправе
торжествовать – именно его принцип «шаг вперед, два шага назад»
оказывается вроде бы более правильной стратегией… Равновесие
удается сохранить… Но недолгим будет это торжество…
Те, кто
мог Спасти, погибли: и Брюханов, и Шалентьев. Не появится
вовремя новый герой, способный отыскать верную дорогу в будущее.
И всё, ради чего существовали и плели сеть хитроумных своих
интриг такие, не побоимся этого слова, по-своему великие
управленцы, как Малоярцев, покатилось под гору, вниз…
Вообще в
«Отречении» Проскурин сказал очень много горьких, тяжелых и при
этом правдивых слов. Причем сказал, в отличие, скажем, от
Солженицына и многих прочих «разоблачителей», на высочайшем
художественном уровне.
И вот
здесь основное, ради чего, собственно, и написан этот небольшой
текст.
Сказав
все эти слова, Проскурин остался в том мире, в том лагере,
который подвергал заслуженной критике. Я думаю, что суть отличия
этой мировоззренческой, художественно-нравственной позиции от
позиции тех, кто моментально сменил цвет знамени, понятна всем,
кто хотя бы немного знаком с законами Творчества.
Такая
критика подобна действиям бойца, только что обматерившего
собственное начальство за непростительную слабость и трусость в
бою, а затем бросившегося в бой, подхватив всё то же многократно
простреленное знамя, выпавшее из командирских рук.
Я думаю,
что этот принцип нравственно-политического существования более
чем понятен многим из тех, кто в настоящее время причисляет себя
к левой оппозиции..
У этого
романа, который оказался абсолютно неожиданным как для врагов,
так и для многих друзей и почитателей таланта писателя, была не
очень счастливая судьба. Вчерне Проскурин закончил его в 1988
году, и с тех пор он только однажды (начало 1993 г.) был издан в
виде самостоятельного издания, которое к тому же по техническим
причинам не было должным образом подготовлено к печати. А затем,
как мы все знаем, события в нашей стране понеслись вскачь…
Думается,
что многие истинные ценители прозы Петра Лукича Проскурина будут
рады встрече с этим прекрасным и пока не получившим достойной
известности произведением крупнейшего писателя конца XX века.
Алексей
Петрович Проскурин,
сын
писателя
"Экономическая и
философская газета", №1, 2008 год
|